Как выявлять мошенническое скликивание рекламы

В статье я опубликую некоторые из доступных сегодня методик выявления ручного кликфрода. На самом деле, в среде мошенников, занимающихся скликиванием рекламы, уже сформировался рынок специальных программ, целью которых является продуцирование кликфрода в «премиум» масштабах. При этом мошенники не ограничиваются только использованием кликботов — существуют сразу несколько сегментов, в которых они могут «подзаработать» за ваш счет:

  • Кликфрод, продуцируемый ботами и ботнетом
  • Кликфрод, продуцируемый ботами (программа скликивания рекламы TopGen)

Когда мошенники ставят скликивание на поток, они используют программы, имитирующие деятельность посетителей. В интерфейс такой программы можно внести шаблоны, по которым кликбот будет действовать (заходить на рекламную площадку хозяина, имитировать посещения и клики на рекламные баннеры). При этом поведение псевдопосетителей имитируется наиболее достоверно (cookies, просмотры страниц и т.д.), поскольку используется обширный список IP-адресов через прокси.

Еще более «естественно» себя ведут хосты, зараженные ботнетом — они могут использовать ваши реальные cookies и серфить по площадкам рекламодателей от вашего имени.

На практическом опыте я убедился, что скликивание ботами выявить, в принципе, не сложно. Главное условие для обнаружения деятельности ботов заключается в том, чтобы получить переадресованный HTTP-запрос из баннерной (контекстной) сети.

Дело в том, что некоторые боты могут прерывать серию HTTP-запросов сразу после того, как система управления рекламой засчитает клик. В этом случае вы даже не будете знать, что на ваш сайт был сделан переход по объявлению. Если вы сравните количество кликов (в панели управления рекламной кампанией) с фактическим количеством переходов с рекламного объявления на ваш сайт (в вашей системе статистики), и обнаружите значительные несоответствия, значит, есть вероятность, что ваша рекламная кампания участвует в скликивании, например, конкурентами.

Большинство ботов все же осуществляют загрузку как минимум страницы входа. Это легко увидеть, сделав выборку по логам веб-сервера или запустив анализатор логов. Некоторые боты даже имитируют поведение посетителя, сделав загрузку нескольких страниц, однако такие действия больше характеры для хорошо спроектированных роботов, а не сделанных «на коленке». Умные боты могут имитировать поведение посетителей для всех популярных систем статистики (Google Analytics, Яндекс.Метрика, LiveInternet и др.).

Я неоднократно сталкивался с деятельностью роботов, достаточно правдоподобно имитирующих поведение посетителей: показатель отказов, глубина просмотров и время нахождения на страницах действительно не выделялись на фоне реальных посетителей.

Итак, чтобы выявить кликфрод, продуцируемый программами по скликиванию, вам необходимо в первую очередь сравнить статистику посещений из логов веб-сервера и вашей стандартной системы веб-аналитики:

  • Сделайте выборку посетителей, которые пришли по рекламному объявлению из логов веб-сервера (файл access.log);
  • Используя вашу стандартную систему веб-аналитики (желательно, достаточно детализированную, например SpyBOX, jSpy или GetClicky), исключите из файла access.log тех пользователей, которые действительно посетили ваш сайт.

В результате у вас на руках окажется список посещений, инициированный ботами. Если у вас небольшой рекламный бюджет, тогда маловероятно, что у вас наберется больше 5-10 боткликов за месяц. Однако если ваш конкурент поставит цель уничтожить ваш рекламный бюджет — будьте готовы видеть сотни и тысячи кликов, причем с разных IP.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *